В России нарастает конфликт между бурным жилищным строительством и отстающей инфраструктурой. Более 40 городов, включая Новосибирск, Омск и Красноярск, уже приостановили выдачу разрешений на застройку из-за перегруженности коммунальных сетей, дорог и социальных объектов. Почему это происходит и как регионы пытаются решить проблему в отсутствие четких федеральных правил? Разбираемся с экспертами.
Как отметил Александр Сидоркин, ведущий юрисконсульт Института экономики города, основная причина — дисбаланс между темпами строительства и развитием инфраструктуры.
Перегруженные сети. Вода, электричество, канализация — в ряде городов коммунальные системы работают на пределе.
Дефицит школ и детсадов. Новые микрорайоны растут, но социальные объекты не успевают за спросом.
Пробки и транспортный коллапс. Узкие дороги не справляются с потоком машин из новых кварталов.
В результате местные власти вынуждены вводить моратории на строительство, чтобы избежать катастрофического ухудшения качества жизни.
Главная проблема — отсутствие единого федерального регулирования.
Нет четких правил. Обязанности застройщиков по развитию инфраструктуры прописаны фрагментарно.
Регионы действуют по-разному. Где-то застройщики платят компенсации, где-то — строят школы и дороги самостоятельно.
КРТ — частичное решение. С 1 марта 2024 года вступили изменения в закон о комплексном развитии территорий (КРТ), но механизм еще не отлажен.
«Единственный близкий к регулированию инструмент — КРТ, но он не покрывает всех проблем», — поясняет Сидоркин.
Фото: нейросеть Freepik
В отсутствие федеральных стандартов города ищут свои решения:
Здесь инфраструктурные обязательства застройщиков привязаны к изменениям в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Если компания хочет возвести жилье, она должна обеспечить территорию дорогами и соц объектами.
Столица внедрила систему договоров, где застройщик обязуется финансировать социальные объекты. Важно, что механизм учитывает экономическую составляющую — не все компании могут себе это позволить.
В Казани и других городах республики действует система, при которой девелоперы вносят деньги в фонд развития инфраструктуры.
Споры между застройщиками и властями часто доходят до судов, но единой практики нет.
Суды анализируют горы документов. От градостроительных нормативов до проектов планировки.
Решения противоречивы. В одном регионе отказ в разрешении на строительство признают законным, в другом — нет.
Нужна конкретика на федеральном уровне. Эксперты сходятся во мнении: без четких правил хаос будет только расти.
Проблема инфраструктурного отставания требует системного решения:
✔ Единые федеральные стандарты — необходимо прописать, кто и в каком объеме финансирует инфраструктуру.
✔ Гибкие механизмы — компенсации, концессии, инфраструктурные облигации.
✔ Диалог власти и бизнеса — только совместные усилия предотвратят коллапс.
Пока регионы действуют разрозненно, но без общегосударственного подхода кризис будет только углубляться.
Реклама: adv@mapestate.ru
Редакция: info@mapestate.ru