Журнал MapEstate / Как инфраструктурные проблемы парализуют жилищное строительство в России
Как инфраструктурные проблемы парализуют жилищное строительство в России
Как инфраструктурные проблемы парализуют жилищное строительство в России
147
14 Апреля 2025
Более 40 городов России ограничили жилищное строительство из-за нехватки инфраструктуры. Разбираем причины, региональные практики и судебные коллизии.
Автор: Силантьева Ольга Владимировна

В России нарастает конфликт между бурным жилищным строительством и отстающей инфраструктурой. Более 40 городов, включая Новосибирск, Омск и Красноярск, уже приостановили выдачу разрешений на застройку из-за перегруженности коммунальных сетей, дорог и социальных объектов. Почему это происходит и как регионы пытаются решить проблему в отсутствие четких федеральных правил? Разбираемся с экспертами.

ЮВАО бьет рекорды! � Где в Москве новостройки растут в цене быстрее всего? Читайте в свежем исследовании — ЮВАО — лидер роста: в каких округах Москвы сильнее всего подорожали новостройки.

Почему города отказывают застройщикам?

Как отметил Александр Сидоркин, ведущий юрисконсульт Института экономики города, основная причина — дисбаланс между темпами строительства и развитием инфраструктуры.

  • Перегруженные сети. Вода, электричество, канализация — в ряде городов коммунальные системы работают на пределе.

  • Дефицит школ и детсадов. Новые микрорайоны растут, но социальные объекты не успевают за спросом.

  • Пробки и транспортный коллапс. Узкие дороги не справляются с потоком машин из новых кварталов.

В результате местные власти вынуждены вводить моратории на строительство, чтобы избежать катастрофического ухудшения качества жизни.

Голый бетон вместо ремонта? 🏗️ Почему застройщики массово отказываются от отделки и как на этом сэкономить — разбираем в статье: Квартиры в «бетоне»: почему в 2025 году застройщики экономят на отделке и выгодно ли это покупателям.

Правовой вакуум: Кто должен платить за инфраструктуру?

Главная проблема — отсутствие единого федерального регулирования.

  • Нет четких правил. Обязанности застройщиков по развитию инфраструктуры прописаны фрагментарно.

  • Регионы действуют по-разному. Где-то застройщики платят компенсации, где-то — строят школы и дороги самостоятельно.

  • КРТ — частичное решение. С 1 марта 2024 года вступили изменения в закон о комплексном развитии территорий (КРТ), но механизм еще не отлажен.

«Единственный близкий к регулированию инструмент — КРТ, но он не покрывает всех проблем», — поясняет Сидоркин.

Рубрика «интересно знать»: А знаете ли вы, что каждый восьмой россиянин страдает от шума соседей? 🏢🔊 По данным Росстата, 12,6% семей в 2024 году жалуются на громких соседей — это рекорд за последние 7 лет! На втором месте — уличный шум и пыль (9,9%), а на третьем — плохое освещение (9,3%). Исследование охватило 60 тысяч домохозяйств. Вы тоже слышите каждый шаг сверху?

Фото: нейросеть Freepik

Как регионы выкручиваются? Примеры практик

В отсутствие федеральных стандартов города ищут свои решения:

1. Пермь: Инфраструктура через ПЗЗ

Здесь инфраструктурные обязательства застройщиков привязаны к изменениям в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Если компания хочет возвести жилье, она должна обеспечить территорию дорогами и соц объектами.

2. Москва: Инфраструктурные договоры

Столица внедрила систему договоров, где застройщик обязуется финансировать социальные объекты. Важно, что механизм учитывает экономическую составляющую — не все компании могут себе это позволить.

3. Татарстан: Компенсационные платежи

В Казани и других городах республики действует система, при которой девелоперы вносят деньги в фонд развития инфраструктуры.

Судебная неразбериха: Почему суды принимают противоречивые решения?

Споры между застройщиками и властями часто доходят до судов, но единой практики нет.

  • Суды анализируют горы документов. От градостроительных нормативов до проектов планировки.

  • Решения противоречивы. В одном регионе отказ в разрешении на строительство признают законным, в другом — нет.

  • Нужна конкретика на федеральном уровне. Эксперты сходятся во мнении: без четких правил хаос будет только расти.

Что дальше?

Проблема инфраструктурного отставания требует системного решения:

✔ Единые федеральные стандарты — необходимо прописать, кто и в каком объеме финансирует инфраструктуру.

✔ Гибкие механизмы — компенсации, концессии, инфраструктурные облигации.

✔ Диалог власти и бизнеса — только совместные усилия предотвратят коллапс.

Пока регионы действуют разрозненно, но без общегосударственного подхода кризис будет только углубляться.

Читайте также:

Самые красивые ЖК Москвы по мнению Mapestate.ru

Арктика без аварийного жилья: как Путин предложил изменить жизнь на Крайнем Севере

Продажи квартир по ДДУ в РФ рухнули до минимума за 9 лет: что происходит на рынке?

Реклама: adv@mapestate.ru

Редакция: info@mapestate.ru

О проекте

Контакты

Реклама на сайте

Правообладателям