В октябре 2024 года в список товаров, разрешенных для параллельного импорта в Россию, внесены значительные коррективы. Приказом Минпромторга № 4611 от 8 октября, обновлен перечень продукции, при ввозе которой не применяются положениями нескольких статей Гражданского кодекса РФ нормы, ограничивающие нелегальный импорт. В этот перечень вошли лифты и эскалаторы брендов Hyundai и Kia. Они больше не могут ввозиться и реализовываться в России без согласия правообладателей.
Этот шаг знаменует собой важную веху в эволюции российской политики параллельного импорта. Вспомним, что данная практика была разрешена с целью стимулирования рынка в условиях санкций и логистических сбоев, облегчая доступ к востребованным товарам без боли бюрократических согласований. Но теперь Минпромторг демонстрирует аккуратный баланс — свобода импорта осталась, но под контролем.
Чтобы понять логику изменений, стоит взглянуть на ситуацию с разных сторон. Лифты и эскалаторы — высокотехнологичное оборудование, требующее не просто физической доставки, но и соблюдения норм безопасности, сервисного обслуживания и гарантийных обязательств. Ввоз через параллельный импорт обходил официальных представителей и правообладателей, что рисковало привести к ухудшению качества сервисного сопровождения и увеличению числа несчастных случаев.
С позиций производителей — Hyundai и Kia, а также их официальных дилеров — такой режим ограничивал возможности контролировать качество предоставляемого оборудования и сервис. Для потребителей это означало потенциальную уязвимость и потерю гарантийных обязательств.
Для государства — такая ситуация представляла угрозу не только безопасности граждан, но и интеллектуальной собственности, что в целом могло снижать инвестиционную привлекательность отрасли и подрывать доверие к российскому рынку.
Теперь поставщикам лифтов и эскалаторов Hyundai и Kia придётся получать официальное разрешение от правообладателей для ввоза продукции в РФ. Эта формальная процедура диктует новые правила игры: без согласия брендов импорт становится незаконным, и нарушители могут столкнуться с судебными исками о незаконном использовании товарного знака, а также с требованиями возмещения убытков.
Практически это означает возврат к классической модели взаимодействия с брендами и их официальными дилерами, что предполагает более прозрачные, но и более сложные схемы импорта. Отрасль перейдет от хаотичной поставки к более контролируемому и качественно управляемому рынку, что в долгосрочной перспективе снижает риски для всех участников.
Фото: нейросеть Freepik
Параллельный импорт в России изначально выступал как инновационная, адаптивная мера, отвечающая на вызовы санкционного давления и разрыва традиционных цепочек поставок. Однако его непредсказуемые последствия вынуждают государство и бизнес переосмысливать баланс между свободой рынка и защитой интеллектуальной собственности.
В случае с лифтами и эскалаторами Hyundai и Kia мы видим пример отраслевого регулятивного этапа, когда защитные меры становятся оправданными и необходимыми, учитывая специфику оборудования и риски для жизни и здоровья населения.
1. Для поставщиков: незамедлительно инициировать переговоры с официальными правообладателями и получать соответствующие лицензии на импорт. Иначе последуют риски судебных претензий и финансовых потерь.
2. Для конечных клиентов и заказчиков: внимательно проверять статус поставляемого оборудования. Выбирая технику, обращайте внимание на наличие официальной поддержки и гарантий.
3. Для представителей власти и органов надзора: данный кейс — пример необходимости тщательного анализа каждой товарной категории при формировании перечней разрешенного параллельного импорта.
Приказ Минпромторга № 4611 — показатель зрелости рынка и институционализации параллельного импорта в России. Это не возврат к прежним жестким ограничениям, а создание гибкой системы, учитывающей особенности разных отраслей. Разрешение параллельного импорта остается важным инструментом для устойчивости рынка, но с учётом меры безопасности и прав интеллектуальной собственности.
Как этот баланс будет развиваться — вопрос открытый, но сегодня мы видим попытку создать порядок в условиях вызовов модернизации и международной интеграции при сохранении национальных интересов.
Реклама: adv@mapestate.ru
Редакция: info@mapestate.ru