Самая часто встречающаяся проблема при покупке квартиры в новом ЖК — это строительные недоработки. Например, неровная стяжка, протекающая канализация или продуваемые окна могут стать причиной дискомфорта. В этом случае застройщик будет обязан устранить выявленные дефекты. Если нет, то покупатель имеет право на компенсацию.
Иногда можно столкнуться с проблемой изменения метража квартиры. Например, дольщик покупал квартиру определенной площади, а ему выдали объект с дополнительными метрами. В этом случае застройщик просит доплатить.
Еще одна проблема — плохая работа управляющей компании. Часто застройщики заставляют покупателей заключать договоры с конкретной УК. Это нормальное решение до момента, пока все собственники не получат ключи. Когда будут раскуплены все квартиры, жильцы могут поменять управляющую компанию.
Претензии могут касаться разных вопросов. Например, плохая уборка подъездов, отсутствие своевременного обслуживания домов, долгая реакция на заявки жильцов и т. п.
Люди, которые стремятся купить квартиру в новостройке в ЖК, хотят получить и доступ к хорошей инфраструктуре: современным образовательным учреждениям, больницам, паркингу, магазинам и т. п. Однако на практике далеко не всегда застройщик строит все необходимые объекты.
Например, во многих домах нет подземного паркинга, а наземных мест не хватает для жильцов. Другая проблема — обустройство детских площадок. Часто они небольшие и рассчитаны только на дошкольников. Спортивные площадки маленькие. Такая инфраструктура ЖК нравится не всем.
Большую часть недостатков жилого комплекса возможно устранить. Для этого нужно использовать законные методы. Например, если новая квартира сдана с недостатками, то застройщика заставляют их исправить. Сделать это возможно путем подачи письменной претензии.
С управляющей компанией справиться тоже можно. Самый радикальный вариант — поменять ее. Другой способ — попытка призвать к ответственности. Если УК регулярно не выполняет обязанности, контролирующие органы лишат ее лицензии.
Сложнее дело обстоит с инфраструктурой. Количество и тип объектов определяется еще на стадии составления проекта. Между застройщиком и властями города заключается договор. Однако никто не контролирует сроки строительства детского сада или школы, а девелопер чаще всего не торопится. Если купить квартиру в новостройке в таком комплексе, придется возить ребенка в соседний район на учебу.
Другая сложность — увеличение количества домов, не соответствующее проекту. Сначала застройщик сдает несколько зданий и рекламирует жилой комплекс как клубный. Однако потом появляются новые высотки. С этим сделать ничего нельзя: девелопер имеет право изменять генплан.
Для подачи жалобы в любой контролирующий орган нужно быть готовым подтверждать свою личность. В заявлении нужно указывать реальные личные данные и почтовый адрес. Анонимные сообщения никто не будет рассматривать.
В случае если застройщик сделал ремонт квартир в новостройке некачественно, есть два пути:
В первом случае собственник действует сам. Он может использовать инструменты для проверки ровности стен и пола, измерения длины трещин и т. п. Выявленные дефекты перечисляют в письменной претензии. Ее передают застройщику, и в течение 30 дней он обязан дать ответ.
Если девелопер не отвечает, то можно привлечь эксперта для проведения экспертизы. Результаты исследования будут весомым доказательством для суда. Суд может заставить застройщика выплатить материальную и моральную компенсацию.
Сложнее решить проблему с увеличенным метражом. В этом случае лучше взять договор и попросить юриста проверить его. Если пункта о доплате за увеличение площади нет, то оплачивать покупатель не обязан. И законным путем застройщик ничего не сможет сделать.
Если квартира в новостройке от застройщика предоставляется в доме, где уже есть управляющая компания, то придется дождаться продажи всех объектов. Однако это не значит, что нужно терпеть плохое качество услуг. Сначала надо отправить письменную жалобу на имя руководителя УК. При игнорировании нужно отправить претензию в Жилищную инспекцию.
Основания для жалобы в вышестоящий орган — регулярное нарушение правил работы со стороны управляющей компании. Например:
В Постановлении Правительства РФ №290 указан минимальный перечень услуг, которые обязаны предоставлять все УК. Жилинспекция должна ответить в течение 10 дней.
Можно жаловаться в Роспотребнадзор, так как управляющая компания предоставляет услуги. В районную прокуратуру есть смысл обращаться, если остальные органы не оказывают никакого воздействия на УК. В ФАС пишут жалобы, если есть подозрение на монополизацию — это запрещено законом.
Каждому хочется купить квартиру в новостройке от застройщика со всем необходимым для жизни: магазинами, социальными объектами, спортивными и детскими площадками. Изучите проект и проверьте, что именно в него входит. Если застройщик сдал жилой комплекс, количество объектов в котором не соответствует указанному в документах, есть смысл обращаться в суд.
Желательно при составлении текста претензии обратиться к юристу. При самостоятельном составлении документа важно отказаться от эмоций и безосновательных жалоб. Нужно четко перечислить выявленные недостатки и попросить принять меры.
Многие проблемы, которые возникают при покупке квартиры в Москве, можно решить. Но чтобы снизить их вероятность, нужно очень внимательно отнестись к выбору ЖК. Изучите отзывы о застройщике перед покупкой, лично посетите район, где расположен ЖК, и изучите вопросы инфраструктуры и наличия парковок. Когда квартира выбрана, внимательно изучите всю документацию. Нелишним будет обратиться за помощью к юристу. Прежде чем подписывать договор, пригласите специалиста для осмотра выбранной квартиры, чтобы выявить возможные недоработки. Это снизит вероятность обнаружения проблем в будущем.
Реклама: adv@mapestate.ru
Редакция: info@mapestate.ru