Нормально функционирующий, чистый лифт в многоквартирном доме – для многих жильцов становится практически несбыточным желанием. Большинство периодически сталкивается с необходимостью заниматься принудительными кардиотренировками, поднимаясь на нужный этаж, из-за поломки оборудования. Для надежной работы лифтового оборудования необходимо его регулярное обслуживание, своевременный ремонт. Но на практике управляющие компании предпочитают без крайней необходимости не вкладывать средства, пока проблема не примет серьезные масштабы.
Кто отвечает за ремонт и обслуживание лифта
Контроль эксплуатации лифтового оборудования с 1 марта 2023 года – сфера ответственности Ростехнадзора. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (ГОСТ 34582-2019), после установки техники, проведения ее пробного пуска и комплекса испытаний организация, которая занималась монтажом, должна провести независимую экспертизу.
Для этого привлекаются специалисты аккредитованной в данной области лаборатории. В ходе тестирования оборудования выполняется проверка документации и самого лифта в разных рабочих режимах. По результатам экспертизы выносится решение о возможности введения подъемного агрегата в эксплуатацию. Перед тем как купить квартиру в новостройке, желательно проверить факт внесения лифта в реестр. Это поможет избежать неприятных сюрпризов в будущем.
После запуска и ввода в эксплуатацию за поддержание оборудования в исправном состоянии, диспетчерский контроль его работы отвечает управляющая компания. Именно она заключает договор на техническое обслуживание и ремонт лифтов в доме с подрядчиком. В соответствии с действующим техническим регламентом, для обеспечения безопасности эксплуатации обязательно 1 раз в год проводится процедура освидетельствования технического состояния оборудования.
Как оплачивать услугу
По действующему законодательству, при покупке квартиры собственник получает права и обязанности по содержанию не только приобретенной недвижимости, но и части общедомового имущества. Именно к этой категории относится лифт. Расходы на его содержание, в соответствии с положениями Гражданского кодекса, несут жильцы дома. Поэтому эта статья расходов включается в перечень коммунальных платежей.
По стандартному договору, заключаемому с управляющей компанией, именно на ее счет собственники жилья должны вносить плату за лифт. В случае просрочки УК имеет право начислять пеню. Это требование касается и жильцов первых этажей. Независимо от того, пользуется жилец лифтом или нет, на каком этаже живет, содержание оборудования как части общедомового имущества входит в его обязанность. Исключением может стать ситуация, когда сами собственники на собрании вынесли решение об освобождении конкретных лиц от платы с распределением суммы на остальных владельцев квартир в подъезде.
Признаки неисправности лифта: на что обратить внимание
Вряд ли кто-то сможет позаботиться о безопасности каждого из жильцов лучше, чем они сами. Каждый пассажир лифта должен знать основные признаки, при наличии которых использовать подъемник, несмотря на все неудобства такого решения, не стоит. Можно выделить следующие признаки неисправности оборудования:
Если лифт в доме неисправен или есть сомнения в безопасности его использования, необходимо сообщить об этом факте диспетчеру. Он должен остановить подъемник, вызвать ремонтную бригаду для диагностики и устранения выявленной поломки.
Когда нужна замена лифта
Даже при покупке квартиры в новостройке от застройщика жильцы не застрахованы от ситуации, когда через несколько лет лифт приходится менять на новый. Стандартно такая процедура проводится через 25 лет после начала эксплуатации подъемника. По техническому регламенту при частых поломках должен быть проведен капитальный ремонт, если эксперты признали возможность таким образом обеспечить надежную и безопасную работу агрегата.
Исключение – ситуации, когда возникает неисправность, устранить которую технически невозможно. Затягивание сроков, бездействие сотрудников подрядной организации или управляющей компании – повод для обращения в ГЖИ или Ростехнадзор. Как показывает практика, контролирующие органы особенно оперативно реагируют на коллективные жалобы жильцов.
Низкое качество обслуживания: к кому обращаться
В соответствии с действующим постановлением Госстроя, неисправность лифта должна быть устранена в течение суток с момента выхода оборудования из строя. Исключение составляют только ситуации, когда проводится капитальный ремонт. На практике это положение часто не соблюдается. Владельцы квартиры в Москве нередко сталкиваются с необходимостью подниматься домой пешком в течение нескольких недель или месяцев.
Управляющая компания отговаривается нехваткой денег, ожиданием доставки комплектующих, сложностью поломки. Но еще опаснее ситуация, когда неисправный лифт остается в эксплуатации. С 01.03.2023 жильцы могут написать жалобу в Ростехнадзор на ненадлежащее содержание потенциально опасного оборудования управляющей компанией. Эксперты организации по этому факту проведут полную проверку агрегата, оценят его состояние, выдадут соответствующее предписание.
Также при низком качестве обслуживания лифта в многоквартирном доме владельцы недвижимости могут обратиться в региональное отделение государственной жилищной инспекции. Подать жалобу можно лично или удаленно, воспользовавшись соответствующей функцией в личном кабинете или через портал «Госуслуги».
Реклама: adv@mapestate.ru
Редакция: info@mapestate.ru